НОВОГОДНЯЯ ИРОНИЯ СУДЬБЫ
Традиционно 31 декабря, накрывая праздничный стол, миллионы россиян включают телевизор или видеомагнитофон, чтобы посмотреть всем знакомый наизусть фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Сюжет для этой картины подсказал известный своими постоянными приколами и розыгрышами композитор Никита Богословский. Согласно легенде, один человек 31 декабря пошел в баню, там немного выпил. После помывки заглянул к друзьям и там окончательно опьянел.
Один из гостей решил над ним пошутить. Отвез его, бесчувственного, на Киевский вокзал, дал проводнице общего вагона десятку. Бедолага очнулся на третьей полке, когда поезд уже подходил к Киеву. Он оказался в чужом городе с портфелем, веником и 15 копейками в кармане. .
Сценарист Эмиль Брагинский и режиссер Эльдар Рязанов создали свою версию предновогоднего приключения захмелевшего москвича.
История съемок двухсерийного телевизионного фильма «С легким паром, или…», который впервые показали по голубым экранам Советского Союза 1 января 1976, года, уже обросла легендами. Некоторыми из них, возможно, заинтересуют читателей газеты «Ветеран».
Зрители, вероятно, помнят, что интрига «С легким паром…» заключалась в том, что в Москве и Ленинграде оказались однотипные дома с одинаковыми адресами. Однако на деле все обстояло не совсем так. В Питере никогда не было 3-й улицы Строителей, а в Москве такая действительно была в1958 году.
Московская и ленинградская типовые новостройки снимались в первопрестольной. Их «роли» исполняли дома по проспекту Вернадского, которые, опять же по иронии судьбы, возводились по одному и тому же экспериментальному проекту. Таких домов в Москве было всего 3. На одном из них, где проходили съемки, установлена жильцами памятная табличка.
Много хлопот выпало на долю режиссера при подборе актеров. На роль главной героини Нади Шевцовой претендовали Л.Гурченко, С.Немоляева, В.Талызина и многие другие. Режиссёра долго и упорно уговаривали пригласить А.Фрейндлих. Но ни одна из кандидатур не получила одобрения режиссера.
— В то время у нас фильмов о любви было мало, —объяснил Эльдар Рязанов. — Наши актрисы могли на экране замечательно подоить корову и выточить деталь на фрезерном станке. А сыграть вот эти переливы у них не было опыта.
Режиссер вспомнил об исполнительнице главной роли в польской мелодраме «Анатомия любви» Барбаре Брыльской. Э.Рязанов лично позвонил актрисе в Варшаву и пригласил ее на пробы. Увидев буквально несколько кадров, режиссер тут же утвердил ее на роль Нади.
Однако обнаружилось, что у Барбары хриплый, да еще с неустранимым акцентом голос. Выход нашли. На протяжении всей картины ее мастерски озвучивала актриса Валентина Талызина, которая в этом фильме исполнила роль Вали, подруги Нади. А песни за Б.Брыльскую пела Алла Пугачева.
И еще одна деталь. Б.Брыльска в жизни брюнетка, а в фильме - блондинка. Изменение ее внешности, внесенное гримерами, понравилось самой артистке. С выбором исполнителя на другую главную роль - Жени Лукашина история повторилась. Желающих сняться в комедии было достаточно – А.Миронов, О.Даль, П. Вельяминов, С.Любшин. Но звезды отечественного кинематографа, по мнению Э.Рязанова, не были способны сыграть роль молодого человека, который, по сценарию, «не нравился женщинам».
Ассистентка режиссера предложила молодого неизвестного актера Андрея Мягкова. Мэтр поморщился, но так как было безвыходное положение – сьемки уже шли полным ходом, согласился на пробы. Сделанные фотографии его не вдохновили и, скрепя сердце, выпустил дебютанта на съемочную площадку. Первые дубли убедили Э.Рязанова, что перед камерой настоящий Женя Лукашин.
«С легким паром!», снималась на производственно-технической базе «Мосфильма». Декорации московской/ленинградской квартиры создавались в павильонах киностудии художником Александром Борисовым, который, к слову, предложил Э.Рязанову сделать героев новоселами, что стало еще одним справедливым обоснованием «лукашинской путаницы».
Со съемками новогоднего, ставшего культовым фильмом Э.Брагинского и Э.Рязанова связано немало импровизаций и приколов.
Вот что рассказал Александр Ширвиндт:
«Эта история уже стала хрестоматийной. «Банные» сцены мы снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма», а вовсе не в Сандунах, как многие думают. Из настоящей бани нам привезли лишь две бочки настоящего пива и пальмы в кадках. А поскольку было холодно, и был день рождения у Саши Белявского, каждый для нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель. Так что в кадре мы пили по-настоящему. Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми. Однако в фильм попал тот, который отсняли именно в первую ночь!».
После съемок чуть было не слег от простуды Юрий Яковлев (Ипполит). Зрители помнят, как он вел себя в ванной – в пальто и зимней шапке. Герой включил душ и от неожиданности произнес реплику, которой в сценарии не было «О, тепленькая пошла».
Ставшую крылатой фразу Ипполита «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» часто приписывают Ю.Яковлеву. Позднее актер признавался, что рыба, которую принесли на площадку реквизиторы, действительно была дрянная. Но Э.Рязанов утверждает, что авторство принадлежит его супруга. К полноценным съемкам фильма съемочная группа приступила весной, когда снег в Москве почти растаял. Так что вместо снега в ход пошли подручные средства: вата, пенопласт, меловая крошка и резаная бумага. А для создания вьюги использовались специальные ветродуи.
После завершения съемок телефильма поползли слухи, что картину хотят запретить за пропаганду пьянства. Но «Ирония судьбы» все-таки вышла на экраны. Ее посмотрел генеральный секретарь ЦК КПСС генсек Леонид Брежнев, и она ему понравилась. Более того, генсек упомянул эту новогоднюю историю в своем докладе на съезде партии:
«И все же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии. Чтобы не получалось, как в истории с героем фильма, который, попав по иронии судьбы в другой город, не сумел там отличить ни дом, ни квартиру от собственных».
Леонид Ильич признался, что ему очень жалко Галю, которой пришлось встречать Новый год в одиночестве.
Всеобщую любовь комедия «С легким паром…» завоевала не только великолепной игрой актеров, но и глубоким музыкальным содержанием. В фильме исполнено 8 песен. Среди них особняком стоит шлягер «Песня о собаке»: «Если у вас нету тети, ее вам не потерять…» Мелодию сочинил М.Таравердиев на слова поэта-шестидесятника Александра Аронова.
Зрители нередко недоумевают, отчего это Эльдар Рязанов снялся в своем фильме? Чтобы потешить свое самолюбие? Вовсе нет – по производственной необходимости.
В аэропорту в самолете, стоявшем на приколе, снимался полет Лукашина в Ленинград. В ходе съёмки эпизода выяснилось, что для развития сцены нужен ещё один актёр. К тому моменту пиротехники уже пускали за окном дым, создавая иллюзию полёта. Искать нового персонажа "на земле" было некогда, и операторы предложили войти в кадр самому режиссёру.
Вот так создавалась классическая советская кинокомедия.
Ее впервые показали по телевидению 1 января 1976 года. Картину посмотрели более 100 миллионов зрителей.
До начала 2021 года осталось совсем немного.
31 декабря не забудем включить телевизор ипосмотреть - в 45-й раз - новогоднюю сказку «С легким паром, или Ирония судьбы».
С Новым годом!
Юрий Фединский газета "Ветеран"
|