Весь мир в джинсах
Недавно ехал в метро. Напротив - шесть пассажиров. Шесть пар ног в джинсах – разной модификации. Посмотрел окрест. Та же картина. Все в джинсухе. Понимаете – все! От малолеток, делающих первые шаги в своей жизни, до глубоких пенсионеров.
Первая моя встреча с джинсами произошла лет сорок тому назад. Во Франции. Сюда меня привело желание почувствовать аромат загнивающего капитализма. Парижский аэропорт Орли. С любопытством смотрю направо и налево. Вижу – большая красочная реклама. Человеческий зародыш в чреве матери. Сидит, как ему полагается, скрюченный – головка прижата к коленкам. Недоумение. О чем реклама? Присмотрелся внимательнее. На будущем младенце синие штаны «Levis».
Подумал с восхищением: как же виртуозно работает западная пропаганда!
Но тогда джинсовая тема меня не задела, и только сейчас заинтересовался. Откуда есть пошли такие штаны. Спросил у своих внуков, что они знают про свою, теперь столь обыденную одежду. В ответ – глубокомысленное молчание и большие глаза. Стал собирать материал. И вот что получилось.
Еще в XV веке в Италии для матросов штаны шили из парусины. Изделие назвали «дженес», или «джинс» — на американский манер. Последнее слово происходит от названия итальянского города Генуя, в котором производилась ткань для парусов.
Дальнейшая история джинсов связана с именем бельгийского иммигранта, сына портного — Лейба (Леви) Штраусса. Он в 1853 году прибыл в Америку. При себе имел лишь рулон парусины - наследство от отца. На первых порах стал шить из парусины палатки. Но однажды судьба свела его с золотоискателем. Тот попросил сделать ему непромокаемые штаны. Чтобы в них можно было спать под деревом без укрытия. Леви, не долго думая, выполнил заказ - за 1 доллар и 20 центов. Потом, как говорится, пошло и поехало.
Леви в том же году открывает в Сан-Франциско первую мастерскую-ателье по пошиву штанов для рабочих. В 1860 году к нему присоединяется другой умелец Якоб Дэвис. Он предложил укреплять стыки швов на карманах штанов железными клепками –от конской сбруи.
В 1873 году Л.Страусс и Я.Дэвис получают патент на производство «рабочих комбинезонов без бретелей с карманами для ножа, денег и часов». Несколько позже заканчивается парусиновый этап в истории джинсов. Производство переходит на плотную из хлопка ткань диагонального плетения – саржу. Ее часто называют «деним». На изделиях появляется знак - кожаный лейбл.
И в таком виде джинсы пошли завоевывать мир. Начали с себя – с Америки. В годы Второй мировой войны джинсы становятся частью военной формы армии США. В послевоенное время ХХ века джинсы превращаются из рабочей спецовки в атрибут образа жизни. Этому способствовал Голливуд. Страну накрыл вал «ковбойских фильмов». На экране гарцевали крутые супермены исключительно в голубых штанах. Кинематограф сделал своё дело. Джинсы стали обыденной частью гардероба для большинства американцев.
Джинсовая вирус проник в Советский Союз в 1957 году. Тогда Всемирный фестиваль молодежи и студентов в СССР слегка приоткрыл «железный занавес». Он десятилетия тщательно охранял нас от тлетворного влияния капитализма. И вот в советскую столицу прибыли многочисленные заморские гости. Показали не только свое умение и мастерство в культуре и спорте, но и невиданные до селе голубые джинсы. Второй такой случай произоше в 1980 году в дни Московской всемирной олимпиады.
Постепенно в СССР распространялась джинсовая пандемия. Джинсы для советской молодежи становились не просто штанами, а символом свободы, успеха и причастности к западному миру. Приобрести брюки из плотной хлопчатобумажной ткани было затруднительно. Их в советских магазинах не продавали.
В джинсы облачилась в основном так называемая золотая молодежь. Это дети, чьи родители имели возможность часто выезжать за рубеж по делам. Так, тренер сборной СССР по горнолыжному спорту попытался привезти из загранки аж 200 пар джинсов. В коробках для спортинвентаря. Моряки ходившие а зарубежные плавания, действовали осторожнее. Под свои безбрежно широкие штаны надевали несколько пар импортных изделий. И с увеличенной талией проходили через таможенный контроль. Один советский летчик так плотно упаковал себя, что на своем рабочем месте не смог втиснуться в летное кресло.
Власть предержащие забеспокоились. Поначалу они видели в джинсах этакую молодежную блажь, которая с годами проходит. Теперь же – угрозу социализму. Тому нашли обоснование. Память сохранила высказывание одного из апостолов «холодной войны». Фамилию, к сожалению, забыл. Если мы, говорил он, хотя бы 20 процентов советских граждан оденем в джинсы, то выиграем битву с Советами. Конечно, в идеологическом плане.
Джинсам была объявлена самая что ни на есть настоящая война. Ввоз в СССР импортных штанов приравняли к незаконным валютным операциям со всеми вытекающими последствиями согласно уголовного законодательства. Памятна судьба группы Рокотова, Файбишенко и Яковлева. Она промышляла торговлей валюты и – по совместительству – фарцой, то бишь импортными товарами. Предпринимателей арестовали. Приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Говорят, что в последнем слове фарцовщики привели такой убедительный довод в свое оправдание: «И все-таки лучшая одежда — это джинсы!».
Борьба с джинсами велась по всем фронтам. Вот как описывает обстановку того времени поэт Иосиф Бродский. «…брюки дудочкой. Боже, каких мук, каких ухищрений и красноречия стоило убедить наших мамаш, сестер, теток переделать наши неизменно черные обвислые послевоенные портки в прямых предшественников тогда еще нам неизвестных джинсов! Мы были непоколебимы, как, впрочем, и наши гонители: учителя, милиция, соседи, которые исключали нас из школы, арестовывали на улицах, высмеивали, давали обидные прозвища».
В ЦК партии и в советских министерствах существовал свой негласный служебный "дресс-код". Он запрещал ношение джинс, свитеров, рубашек темного цвета. Костюм должен был хорошо сидеть, а его цвет - соответствовать времени года. Подобающим образом одеться, представители "элиты" могли в "закрытой" секции ГУМа.
В конце 1950-х и в 1960-е годы появились другие "стиляги". Они представляли городскую молодежь. Их тусовки носили характер молодежного протеста против запретов в одежде, искусстве и музыке.
Да – было время! И прошло. Сегодня Россия, да и весь мир поголовно в джинсухе. Ну и что? Удобная и практичная форма одежды. Сверхпрочная. Не нуждается в глажении. Со временем появляются потертости и дырки. Так это хорошо, даже модно.
Кстати. В годы антиджинсовой компании в Советском Союз яростно критиковали носителей импортных штанов, но не их качество. Оно было настолько высоким, что обсуждению не подлежало.
Короче говоря, джинсы по всем параметрам выиграли сражение с классическими отутюженными брюками - со стрелкой. В наши дни джинсы ничего не символизируют и выглядят обыденно просто. На этом в истории» штанов из ткани «деним» можно поставить точку.
А на последок не могу не задать уважаемым читателям: «Как по-вашему, джинсы - это западная идеология или просто портки?»
Юрий Фединский газета «Ветеран»
|